Лекторий для родителей «Недостатки воли у детей».

Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный – так, как хочется. Воля составляет одну из важных черт характера. Люди не рождаются с сильной волей или слабой, воспитание воли доступно каждому и воспитывать волю нужно не на любых случаях, а постоянно. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает у человека привычку выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.
           
Недостаток, присущий  детской воле, а именно отсутствие настойчивости в проведении задуманного, нежелание бороться с встретившимися препятствиями, легкий отказ от намеченной цели и обращение к другой. Ребенок мечется из в стороны в сторону в своих желаниях и действиях, у него так много желаний. Недостаточная глубина душевных интересов, соединенная с их разнообразием, побуждает ребенка постоянно перескакивать с одного на другое и мчаться с равною энергией и быстротой в самые разные стороны.
           
В развитой же воле не замечается таких явлений, развитая воля характеризуется настойчивостью в преследовании намеченной цели, единством стремлений.
Дети гораздо больше руководятся в своих действиях чувствованиями, чем идеями, более ближайшими, хотя бы и маленькими, удовольствиями и неприятностями, чем большими наслаждениями и страданиями, но предстоящими в более или менее отдаленном будущем.Дети в своих действиях придерживаются правила: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Близкое, хотя бы и маленькое, удовольствие в их глазах значительнее большого, но отдаленного, которое когда-то будет и которое представляется им чем-то неясным, непонятным и малопривлекательным. Ребенок больше живет впечатлениями на органы внешних чувств, ощущениями и чувствованиями, чем идеями. Поэтому дети мало поддаются доводам рассудка, их трудно убедить самыми справедливыми доказательствами, но зато им вполне доступен язык чувствований; затрагивая сердце ребенка, его способность испытывать удовольствия и неприятности, мы легко склоним его к поступкам в известном направлении.
               
У детей встречаются различные виды недостатка воли: например, безволие и видимая противоположность ему – упрямство.
               
Вот сообщение одной учительницы о двух девочках, которых она знала не один год.
«Мои ученицы воспитаны интеллигентными родителями, которые посвятили себя делу воспитания своих дочерей. С раннего возраста развивали они в них все человеческие способности и добродетели, развивали спокойно, систематично, с большим тактом, любовью и уменьем, и добились того, что их дети могут считаться образцово воспитанными детьми. Всякий учитель, всякое учебное заведение будут в высшей степени благодарны родителям за таких учениц. Они хорошо подготовлены, чтобы воспринять всякую школьную науку, а об их нравственных качествах нечего и говорить. За уроками сидят образцово, учатся понятливо, прилежно, внимательно. Они необыкновенно  послушны, вежливы, ласковы, услужливы.
Но у них есть один ужасный недостаток: полное отсутствие своей воли, полная неспособность к самостоятельности. Вся их жизнь с пеленок была послушание и исполнение своих обязанностей, и эти добродетели им ничего не стоят, к ним они подготовлены искусной рукой. Им никогда в голову не придет не выучить урока, сделать что-нибудь по-своему, высказать противоречие или упрямство. У них все идет как по маслу. Я никогда  не замечала у них увлечения игрой или чем другим до самозабвения или до забвения чьих-либо приказаний, тотчас они оставляют  самую интересную игру, если кто позовет их. …У них нет ничего своего, личного, все их духовное богатство вложено в них их родителями и учителями; им поэтому нечего отстаивать, оберегать. Их воля, их личный произвол бездействуют. Все что они делают, делают по привычке, по шаблону, по заранее придуманной для них программе; сравнение и критика в их действиях совершенно отсутствуют».
             
Учительница прибавляет, что ее ученицы в высшей степени милые, привлекательные девочки, но тем не менее возникает вопрос, как будут они жить на свете, в этом мире отстаивания и борьбы, без самостоятельности и воли, без желания постоять за себя, без каких-либо орудий борьбы.«Что-то очень большое и очень нужное пропущено в их воспитании».  Да, пропущено очень большое и очень важное, не замечен слон… Пропущена воля девочек, их собственная личность и деятельность. Родительский ум, родительская воля вложены в девочек и управляют ими, а своего у них ничего и нет. И все это произведено родителями по великой родительской любви к детям, для доставления им счастья. Бедные родители и еще более бедные и несчастные дети!
               
Но случается, что система подавления личности вызывает совершенно противоположный недостаток в развитии детской воли, именно упрямство. Коса находит на камень, попытка взрослого чрезмерно расширить свое влияние на маленькую личность встречает в последней полное недоверие и сопротивление.  Живому, сильному, здоровому ребенку или весьма нервному, чуткому трудно абсолютно подчиняться, отказаться от своей воли и сделаться простым орудием другого; он неизбежно бунтует. Но ребенку очень трудно в каждый данный момент правильно решить, что он справедливо желает и на чем настаивает и чего несправедливо. Упорное стеснение детской личности взрослыми вызывает упрямство и в детях, так что дети, упрямясь, нередко платят взрослым лишь тою же монетою. Не следует упускать из вида и то, что взгляды и понятия детей и взрослых о том, что справедливо и что несправедливо, часто расходятся вследствие неодинакового развития, и  доказать детям, что они поступают в таком-то случае несправедливо, настаивая на своем решении, подчас бывает затруднительно. Нравственные кодексы детей и взрослых неодинаковы; у детей свои заповеди, далеко не вполне совпадающие с заповедями взрослых.

Развитие воли – огромный труд, подчас непосильный для ребенка. Но рядом есть мама и папа и другие взрослые, готовые придти на помощь. Первоначально регуляция поведения и контроль осуществляется именно взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем ребенок сам научается в соответствии с образцами контролировать действие. Выработка качеств (сила воли, выдержка, настойчивость, ответственность, обязательность) не ограничивается каким-то определенным возрастом, а рассчитана на достаточно длительный период становления личности.
                                                     
  Свод правил:
1.Учись управлять собой.
2.Не жди, когда тебе укажут, прикажут, дадут задание – будь сам инициативен, действуй по собственному желанию.
3.Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказать.
4.Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.
5.Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.